Роскон де Рейес это один из самых традиционных десертов в Испании.

Он похож на большой бублик, который разрезают поперёк и наполняют, а сверху украшают сахаром с цукатам. Едят его 6 января, в День Трёх Королей.

Купить этот десерт можно лишь в период Рождества и Новогодних праздников. Начну с новости, которая вас может ошарашить. Этот десерт не имеет никакого отношения к Рождеству и Новому году. Ага, так и есть. Но как же так?

История Отмотаем плёнку времени до 2 века до нашей эры. Тогда в середине декабря отмечался языческий праздник “Сатурналии” в честь окончания сельскохозяйственного сезона. Не сложно догадаться, что праздники так назывались в честь бога земледелия и урожая - Сатурна. Праздник был широко любим, потому что рабам давался отдых на всю неделю. В эту неделю готовилась лепёшка на медовой основе, в которую добавляли орехи, финики и инжир. Приготовление этой лепёшки стало традицией. Так она превратился в самый популярный десерт “праздника рабов” (так в просторечии называли этот праздник). Спустя пять столетий, в третьем веке уже нашей эры, в лепёшку стали подкладывать фасоль, как символ удачи и плодородия. Тот, кто находил боб, считался счастливчиком, так как ему пророчили благополучие до конца года. Может быть и у известной поговорки есть далёкие корни? Если бы да кабы во рту росли бобы - был бы не рот, а огород. Вот сколько благополучия получишь, если во рту окажется то, что нужно. Когда же христианство стало официальной религией Римской империи, чему способствовал император Феодосий, издавший Салоникский эдикт, языческие празднества стали отходить или заменяться христианскими.

Праздники-праздниками, а от пирога не так-то легко отказаться. Не даром говорят, что не красна изба углами, а красна пирогами. Так пирог остался в жизни христиан, трансформировавшись в хорошо известную всем форму бублика. Но, как в любой истории, всегда есть ещё одна версия.

По второй версии происхождения этого десерта нам нужно заглянуть в одиннадцатый век. Именно 6 января праздновался день Богоявления. В этот день выбирался ребёнок из самой бедной семьи, и он становился королём Богоявления. Ему преподносили подарки. В кругу семьи в роскон прятали сюрприз. Тот, кто получал его, становился самым главным за столом на этот день. Ещё одна традиция родилась совсем недавно. В восемнадцатом веке во Франции королевский повар решает порадовать маленького Людовика XV и кладёт в пирог золотую монету. И здесь происходит уничижение символа благополучия - фасоли, которая теперь становится никому не нужным сюрпризом. А монета становится желанной находкой.

Какое-то время пирог был объявлен вне закона - так сказать антиреволюционным. Случилось это во Франции в 1792 году 24 декабря, когда мэр Парижа Николя Шамбон запретил изготовление и продажу роскона. Ему пришло в голову, что только распутные пекари могли приготовить такой десерт. И неблагочестивые покупатели, стремящиеся поддержать опостылевший революционерам праздник - день Трёх Волхвов.

В Испанию роскон принёс Филип V (1683 - 1746), первый испанский бурбон и внук Людовика XIV, который ввёл обычай праздновать день Богоявления. Со временем монету заменили керамической фигуркой. Фасоль навеки стала символом неудачи. В девятнадцатом веке, благодаря кондитерской La Mallorquina (1868 г.) и приглашённому кондитеру из Франции, роскон начинает более активно покорять Испанию.

В 1919 году в Мадриде было продано 65 000 росконов. Сегодня тот, кому достанется фигурка, становится “королем вечера”. А обладатель фасоли, платит за десерт и получает на этот вечер имя “дурака боба”. Хотя многие отказываются от последней традиции. Никто не хочет портить праздник.

Яндекс.Метрика